Густав Климт
«Даная» (1907—1908)
Легенда о Данае, в которую влюбился Зевс и превратился в золотой дождь, чтобы овладеть ею, — мифологический сюжет, использованный в истории искусства многими знаменитыми художниками для своих творений — принимает в работе Климта только ему присущий оттенок.
Все детали, относящиеся к сюжету, удалены из картины, оставлена лишь сцена оплодотворения, давшая жизнь Персею, — мгновение, остановленное на века по воле художника. Тема плодородия, ярко отраженная эпохой модерна, и присущая Климту тема женской сексуальности сливаются в единое целое в порыве, заставляющем полностью забыть о мифе, фабула которого сведена на картине художника к минимуму.
Округлые женские формы и орнамент являются теми главными композиционными элементами, которые придают эротичность полотну, которая ещё более подчеркивается золотым цветом дождя. Выбор позы и искаженная перспектива придают телу Данаи необычайную сексуальность, в то же время орнаментализация создает определенную дистанцию.
Золотой дождь, проникающий в тело Данаи, и орнамент картины придают этому древнему сюжету характер возвышенной сакральной сцены. Наслаждение, вызванное золотым дождём, является более чем простой компенсацией, оно вызывает воздействие недоступного при обычном акте, оно превращает тело Данаи в орнаментальный шифр, в произведение искусства. Эрос становится иконой.
Ни в одной другой работе художник не доводил женскую сексуальность до такой гипертрофированности. «Даная» Климта является экстремальным примером полностью изолированной женственности, и дистанция, сохраняющаяся в картине благодаря её стилизации, только подчёркивает эту изоляцию. Для этой картины самопоглощённого вожделения, как и для многих других картин, изображающих обнажённое женское тело, нагота сама становится частью декорации.
«Революция» Климта не является чем-то ранящим даже там, где он нарушает все табу. Изображение эротического начала с его эстетическим звучанием, но одновременно в смягчённых тонах обеспечивает смотрящему умиротворенное восприятие.